Свободное программное обеспечение в России


Previous Entry Поделиться Next Entry
Пост-релиз по проекту внедрения и сопровождения ПСПО в Азовском районе Омской области
azowo wrote in ru_foss

Актуальность

Вопрос внедрения и использования свободного программного обеспечения в школах актуален во всех регионах Российской Федерации. В Плане реализации стратегии развития информационного общества РФ, утвержденным Дмитрием Анатольевичем Медведевым, указано, что в 2010 году 25% общеобразовательных учреждений должны использовать свободное программное обеспечение (СПО) не менее, чем на 50% компьютеров, в 2011 году этот показатель составляет 35%. Помимо этого в 2010 году истекает срок действия лицензий на проприетарное программное обеспечение, входящее в состав пакета «Первая ПОмощь», разосланного по всем школам. Таким образом, в целях соблюдения законодательства РФ в школы необходимо либо покупать лицензии на проприетарные продукты, либо внедрять программное обеспечение, распространяемое свободно.

 

В Азовском районе Омской области лицензии Microsoft и других проприетарных вендоров в школы закупаться не будут, следовательно, до конца декабря в школах необходимо внедрить СПО. Информатизацию школ курирует муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки образования». Директором этого центра, Владимиром Владимировичем Михайловым, летом 2010 года был запланировал массовый перевод школ района на СПО.

Предпосылки проекта тестовой технической поддержки СПО в Азовском районе Омской области

Грамотное и эффективное внедрение СПО - комплексный процесс, который заключается не только в самой установке дистрибутивов. Прежде всего, необходимо провести анализ ИТ-инфраструктуры школы, инвентаризацию имеющихся лицензий на программное обеспечение, перераспределение аппаратного обеспечения и бессрочных лицензий на проприетарные программы в зависимости от потребностей школы, выбрать наиболее подходящий дистрибутив СПО, учитывая задачи и специфику конкретного учреждения, а также особенности оборудования.

При этом необходимо понимать, что после установки и настройки СПО школе необходима поддержка. Это во многом обусловлено тем, что СПО является незнакомым продуктом для большинства учителей. Чтобы учителя могли проводить занятия на СПО и эффективно работать с ним, необходимо оперативное разрешение возникающих у них сложностей и вопросов.

Помимо этого в процессе работы школы могут возникать новые технические потребности или всплывать нюансы, которые невозможно было учесть при установке СПО. Такие проблемы также нуждаются в оперативном решении.

При внедрении СПО необходимо учитывать все аспекты, описанные выше. Для создания грамотной системы масштабного внедрения СПО реализован пилотный проект тестовой технической поддержки СПО в Азовском районе Омской области. Данный проект был запланирован и осуществлен компанией PingWin Software и МБУ «Центр поддержки образования» Азовского района Омской области.

Суть проекта тестовой технической поддержки СПО в Азовском районе Омской области и его основные цели

Для осуществления грамотного и максимально комфортного для школ перехода на СПО реализован беспрецедентный совместный проект компании PingWin Software и муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки образования» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по безвозмездной технической поддержке СПО, охвативший три «пилотные» школы: МОУ «Азовская гимназия», МОУ «Цветнопольская СОШ», МОУ «Трубецкая СОШ», стартовавший в сентябре и успешно завершенный в ноябре 2010 года.

Основные цели проекта:

    1. Реализовать эффективное внедрение и техническую поддержку СПО в школах, участвующих в проекте.

    2. Апробировать систему технической поддержки, оптимальную для школ.

Участники проекта

МБУ «Центр поддержки образования» - создан с целью централизованного финансово-экономического, хозяйственного и информационно-методического обеспечения муниципальных бюджетных и автономных муниципальных образовательных учреждений Азовского немецкого национального муниципального района Омской области и юридических лиц, а также для оказания услуг по дополнительному образованию населения. Директор Центра, понимая реальное положение и задачи школ, выступил одним из инициаторов проекта.

PingWin Software: компания, специализирующаяся на оказании сервисных услуг по развертыванию, модернизации и поддержке корпоративных информационных систем на базе СПО. В рамках госконтракта компания PingWin Software осуществляла техническую поддержу СПО во всех общеобразовательных учреждениях РФ. Благодаря этому компания обладает уникальной базой знаний и опытом предоставления услуг технической поддержки.

МОУ «Азовская гимназия»: количество учащихся 532, количество компьютерных классов 1, количество компьютеров 25, из них 14 в компьютерном классе, 3 у администрации. Основные технические характеристики большинства компьютеров: 256 ОЗУ, процессор Celeron 2,2, жесткий диск 40 Гб.

МОУ «Цветнопольская СОШ»: количество учащихся 234, количество компьютерных классов 1, количество компьютеров 30, из них 12 в компьютерном классе, 3 у администрации. Основные технические характеристики большинства компьютеров: 1 Гб ОЗУ, процессор, жесткий диск.

МОУ «Трубецкая СОШ»: количество учащихся 113, количество компьютерных классов 1, количество компьютеров 21, из них 14 в компьютерном классе, 3 у администрации. Основные технические характеристики большинства компьютеров: 512 ОЗУ, процессор, жесткий диск.

Реализация

В рамках проекта в школы было внедрено свободное программное обеспечение:

МОУ «Азовская гимназия»: во время проекта на СПО переведено 25 компьютеров, из них 14 в компьютерном классе, 3 у администрации.

МОУ «Цветнопольская СОШ»: во время проекта на СПО переведено 30 компьютеров, из них 12 в компьютерном классе, 3 у администрации.

МОУ «Трубецкая СОШ»: во время проекта на СПО переведено 21 компьютер, из них 14 в компьютерном классе, 3 у администрации.

В школах внедрены следующие дистрибутивы и решения:

    1. Дистрибутив ПСПО5 Легкий установлен в большинстве случаев: на административные ПК (директор, завучи, секретарь), в школьные библиотеки и на компьютеры учителей. Выбор связан с тем, что у основной массы ПК 256 ОЗУ, настраиваются oms-плеер, наиболее проблематичные принтеры canon LBP-2900 и библиотечная программа МАРК-SQL.

    2. Терминальный сервер от Альт Линукс 4.0. Установлен в кабинетах информатики МОУ «Азовская гимназия» и МОУ «Цветнопольская СОШ». В связи с тем, что сетевые карты не поддерживают загрузку по PXE, эмулятор загрузчика установлен на HDD. Выбор решения связан с тем, что основная масса компьютеров была с ОЗУ 128 Мб, что не позволяло установить полноценные дистрибутивы. В качестве сервера был выбран ПК с двухъядерным процессором и 3 Гб ОЗУ. Локальная сеть на 100 Мбит. В результате на терминалах запускаются все необходимые программы для курса информатики. Решение с терминальным сервером удобно для школ со «слабым» аппаратным обеспечением.

    3. В кабинете информатики МОУ «Трубецкая СОШ» установлены дистрибутивы Альт Линукс 4.0: Лайт (на ОЗУ 128 Мб), Юниор (на ОЗУ 256 Мб) и Мастер (на ОЗУ 512 Мб). Это связано с тем, что в кабинете «зоопарк», и на большинстве ПК не поддерживается видеокарта при использовании терминального сервера. На имеющихся устаревших машинах новую версию СПО установить было невозможно.

В течение проекта школам оказывалась техническая поддержка по вопросам настройки и работы СПО, включающая в себя дистанционные консультации в режиме 24х7 и выезды специалиста для решения проблемы «на месте». Школы получили ответы на вопросы, связанные с работой терминального сервера, совместного использования ресурсов, oms-плееру, прикладным программам, настойке периферийного оборудования, в том числе принтеров, электронных досок и т. д.

Все новости и события, связанные с проектом тестовой технической поддержки СПО и внедрением СПО в Азовском районе Омской области, фиксировались директором МБУ «ЦПО» и были опубликованы в интернете в блоге http://community.livejournal.com/ru_foss/. Таким образом сформировано реальное масштабируемое и тиражируемое решение того, как грамотно внедрить СПО в общеобразовательные учреждения.

Результаты проекта

В настоящее время сотрудники школ, участвующих в проекте, решают профессиональные задачи с помощью СПО, занятия информатики проходят в классе с установленным СПО, на СПО работают учителя-предметники, школьные библиотекари и административно-управленческий персонал.

Система внедрения СПО и оказания услуг по технической поддержке СПО, реализованная в рамках проекта, зарекомендовала себя как эффективная и оптимальная для учреждений, сотрудники которых не являются специалистами в сфере СПО.

 


  • 1
Владимир Владимирович, мои искренние поздравления! Поражаюсь Вашему упорству, Вы -- настоящий РУССКИЙ ТАНК!!! Надо, мне кажется, поднять на флаг историю Вашего района. Пусть другие смотрят и перенимают опыт.

Спасибо, Леонид, за теплые слова. Если Вы помните, то начиналось все с ЦЕСТа 3 года назад.
Моя заслуга не такая великая. Благодарить надо всё СПО-сообщество, которое оказывало и продолжает оказывать посильную помощь (это прежде всего ALT Linux Team и Pingwin Software). А также тем людям, которые вместе со мной, засучив рукава, помогали и продолжают помогать школам в эти непростые времена. Спасибо вышестоящему руководству, которое не только не ставило палки в колеса, но и поддерживало морально. Спасибо педагогам, которые, несмотря на трудности переходного периода, вместе с нами боролись с проблемами форматов и периферии.
Конечно, не все у нас еще получается, есть над чем работать.

Владимиром Владимирович. Да отличная работа у вас проделана. Я так понимаю у вас «Центр поддержки образования» независим от регионального ресурсного центра(если у вас есть, что-нибудь подобное), к сожалению у нас в районе такое невозможно, т.к есть система ММЦ-РКЦ(мутная система) они задавили своими отчетами школы. Местные чиновники, без инициативы сверху ничего не делают. Но я тоже двигаю процесс.

Да нет, схема у нас схожая. Просто вышестоящие чиновники и специалисты РРЦ нам не мешали. Мы бы могли еще больше и качественнее работать в этом направлении. Но, к сожалению, также вынуждены отвлекаться на всевозможные мониторинги и отчеты. Да еще параллельно тащить на себе груз ЕГЭ, аттестацию, работу с молодыми специалистами и пр. У нас были планы более глобальные, но мы вынуждены были сосредоточиться на решении текущих злободневных проблем. Нам так же не хватает специалистов, зарплата тоже могла бы быть повыше.
Что касается меня лично, то, думаю, моя роль заключалась прежде всего в организации процесса, работе с людьми, умении убеждать. Опыт работы директором школы тоже пригодился, поэтому для директорского корпуса я "свой", знаю специфику школы изнутри. Просто люди верят нам.
Я считаю, что главное в любом деле - кадры. Это необязательно должны быть суперпрофи. Это должны быть те, на кого всегда можно положиться, кто в трудную минуту не сбежит, а "прикроет". Возможно, мне просто повезло, что в нашем коллективе как раз такие люди.

Огромная работа. Спасибо от себя лично и от лица сообщества .

  • 1
?

Log in

No account? Create an account