?

Log in

No account? Create an account

Свободное программное обеспечение в России


Previous Entry Поделиться Next Entry
Телемост: дойти до каждой школы
hymnazix wrote in ru_foss
Как я уже обещал, начинаю делиться своими соображениями, навеянными прошедшим недавно телемостом. Мне нравится слоган Алексея Новодворского - "дойти до каждой школы". Но именно как красивый и эффектный слоган. Увы, после телемоста до меня дошло, что эти слова следует понимать буквально (не думаю, что сам Алексей имел в виду это). То есть, именно дойти и именно ногами.
Представитель Перми заявил, что установка системы на школьные машины потребовала личного участия стороннего (в смысле - не школьного) специалиста в 60-70% случаев. Причем, несмотря на проводимые семинары.
Томск от "выездной модели" сумел отказаться. Но у них внедрение началось на год раньше (там был еще региональный проект), к тому же, они попросту привлекли массу студентов. То есть, школы и там работали не самостоятельно. Правда, какие-то цифры, характеризующие потребность школ в очной помощи, томичи не назвали. Поэтому будем опираться на данные Перми.
Итак, 60-70% школ требуют "выезда". Причем, только для установки системы. Почему так?
Человечество давно изобрело письменность. Причем, я полагаю, как раз для написания инструкций. Всякие там летописи и прочая беллетристика появилась уже потом. Главная цель - передать нужную информацию, причем не заставляя ее производителя бежать ради этого за тридевять земель.
Причина этого очевидна. Генератор информации - это интеллектуальная элита племени и заставлять его бегать ради чего угодно, кроме поддержания собственного здоровья есть неоправданная трата ресурсов. Он должен писать инструкции, а разносить их могут и курьеры.
Теперь два утверждения, которые лично мне кажутся правдоподобными. Во-первых, все действия с компьютером довольно неплохо формализуются. Во-вторых, средств для передачи информации сейчас значительно больше, чем у наших предков. Можно не на бересте каракули выводить, а изготовить интерактивные пособия, видеоуроки и т.п.
Взять, к примеру, задачу уменьшения раздела Windows (упоминание о ней на телемосту имелись). Я никогда не поверю, что учитель не в состоянии проделать это сам при условии, что у него имеется внятная и подробная инструкция. А желательно - и видеоролик, который пишется на CD (не во всех школах есть быстрый интернет) и отправляется в школу с ближайшей оказией из районного комобра.
Причем, ролик можно сделать качественно. Студента из театрального института пригласить для озвучивания. Не думаю, что он дорого возьмет.
Но почему все-таки не ножками? А вот смотрите. В России 60 тыс. школ. Если надо дотопать до 60%, то получаем 36 тыс. Причем, более-менее равномерно распределенных по территории страны. Допустим, на одну школу специалист тратит один день. Итог - 36000 человеко-дней. Причем, не курьерских.
Только не надо переводить на деньги - в человеко-днях понятней выходит. Откуда их взять? Варианта два. Первый - их даст местный ИТ-бизнес в качестве шефской помощи школам (в обмен на повышение благосклонности местной власти :)). Второй - те же студенты. Кто-то за "спасибо", кто-то -за деньги.
Тут еще важно понимать, что эта операция - по сути разовая работа. И быстрая, поэтому уменьшать число людей за счет увеличения числа дней - это неправильно. Хотя и по-нашему - мы вообще большие мастера из пустяка такую тягомотину устроить, что самим потом смешно.
Впрочем, возможно, я голословен. К сожалению, в постановке задачи на эксперимент не было указаний использовать в каждом регионе какую-то одну методику, чтобы потом можно было сравнить. Но я все-таки продолжаю думать, что 60-70% нуждающихся в том, чтобы до них дошли ножками - это непозволительная роскошь.
Метки:

  • 1
=288000 часов, на самом деле нужно конечно больше чем день.

Хорошая инструкция по установке правильная вещь - давайте запустим быстрый процесс по ее созданию. Как думаете кого можно привлечь.

P.S. понятно что мы будем готовы оплачивать работу.

Да, конечно. У меня это человеко-дни :). Но понятно, что много.
По инструкции - я за выходные план набросаю по минимуму и по максимуму. Потом уже можно будет думать, сколько человеко-дней :) для этого надо. А сделать это можно силами совета, думаю, Александр не откажется поучаствовать.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
> Хорошая инструкция по установке правильная вещь - давайте запустим быстрый процесс по ее созданию. Как думаете кого можно привлечь.

Понятное дело, что альтовцев для ПСПО, мандривовцев для edumandriva и так далее. Я думаю, они сами заинтересованы в том, чтобы такая инструкция для их дистрибутива была самой лучшей.

(Удалённый комментарий)
В пакетах ПСПО, рассылаемых в прошлом году - http://freeschool.altlinux.ru/?p=630 наряду с постерами, наклейками и т п была неплохая инструкция по установке.

Что было в рассылке в этом году - вы знаете...

По поводу ролика

Еще раз повторюсь.
По поводу ролика.
Ролик/не ролик, но во время семинара мы раздавали CD-диски (созданные нами с разрещенния ALT'ов на основе свободного офиса ALTLinux + liveCD от ALTLinux) -
http://www.pspo.perm.ru/po/GParted/

Диск выполняем две функции:
1. Разбиение диска. При загрузке с него загруается ALTLinux+GParted с подробной инструкцией по разбиению диска (писали сами - Mozilla+html-страница)
На семинарах мы рассказывали про разбиение диска именно через GParted - это позволяло описать эту процедуру единой для обоих дистрибутивов (ALT и НАУ)
2. Свободное ПО для Windows - OpenOffice, Gimp, etc...

Re: По поводу ролика

Кстати, а какие конкретно вопросы по GParted были у учителей? Что именно у них не получалось, чтобы требовался выезд специалиста?
Если будем делать инструкцию, то это важно - знать, на чем именно внимание акцентировать. А у Вас как раз опыт общения с учителями больше, чем у всех.

Re: По поводу ролика

Основная проблема - нехватка места на диске (это если там всего 10-15Gb)

Если учитель справлялся с GParted - дальше проблем у него как правило не возникало.

В 5-10% были проблемы с тем, что Gparted не справлялся в переразбиением (неперемещаемые разделы Windows etc...). В этом случае рекомендовали Acronis или Partition Magic.

Кстати если на компьютере была Vista, то мы рекомендовали сжимать раздел встроенными средствами Vista - так надежнее...

>какие конкретно вопросы по GParted были у учителей
В основном было непонимание - что такое разделы диска - объясняли по аналогии с дисками C: D:

КСтати в 90% случаев в школах были две Windows-партиции C и D и как правило D была процентов на 80% свободна - поджимали ее.
На семинарах пытались это подробно объяснить...

По поводу числа кстановок в день

По нашему опыту при хорошей организации работы можно одному специалисту обеспечить установку СПО в 2 школах за день - даже с учетом переезда из школы в школу и работ по подключению DVD-приводов (многие школы не имеют даже этого).
Достаточно иметь 5-10 копий CD/DVD-дистрибутивов (возможно с DVD-приводами) или обеспечить установку по сети.
http://www.pspo.perm.ru/news/perm/news/?id=2008081501


По поводу установки

Кстати организовывать установку приходилось и в Татарстане.
У них дам дело до смешного доходило - в один из выездов не смогли согласовать выезд группы с руководством школы.
В результате установщиков вместе с машиной забрали в милицию - с трудом из оттуда вытащили :-)

Вот еще есть инструкции в том числе по альтовским школьным дистрибутивам из новой линейки:
http://zolnet.ru/files/alt/doc/index.html

В основном там как раз описан процесс установки с картинками, правда про разные варианты разбиение диска как раз подробностей меньше всего.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Если бы мне нужно было поставить Линукс в какой-то школе, то допускаю лишь один вариант. Прихожу, вместе с учителем информатики (или кто там отвечает за компьютеры) устанавливаю Линукс, настраиваю то, что возможно, выясняю, что не настраивается - и дома спокойно с этим разбираюсь, при необходимости советуясь с другими через Интернет. И лишь потом возвращаюсь в школу для окончательной настройки - причём отнюдь не уверен, что и со второго захода всё доделаю. Только так. Сразу всё сделать может лишь крутой специалист - а где найти такого для каждой школы? Слишком много проблем самого разного рода может возникнуть, всех заранее не предусмотришь. Идеально, конечно, если всё это проделает тот, кто в этой школе отвечает за компьютеры (так как знает обстановку). Но если он раньше Линуксом не занимался, то вряд ли (пусть и после курсов) даже с хорошей инструкцией сам всё настроит.
Словом, сначала надо выяснить, какие проблемы возникли в такой-то школе, и лишь потом обсуждать, что делать именно в этом случае. А универсальную инструкцию для всех невозможно придумать. Ну разве что она постепенно сложится потом, при обобщении опыта.

Безусловно, это оптимальный вариант. Но реализуется он только в районах, где есть сильное коммьюнити. И где у школ есть средства, чтобы оплатить "индивидуальный подход".
Конечно, самый простой вариант - создать при местных комобрах техотдел, назначить там хорошие зарплаты и все само сделается. Увы, наше родное государство выбрало иной путь - через сами знаете что.

Дойти до каждой школы придется. у меня это не было фигурой речи. Не обязательно ногами сотрудников региональной фирмы - внедренца. Возможно -- ногами соседа-учителя, который уже получил опыт установки, настройки и работы. Кому-то, возможно, хватит общения в чате, но таких мало. Это комплексная проблема, более психологическая, нежели техническая. У нас принято верить не своему, а чужому опыту, потому сошлюсь на иностранные внедрения. В большинстве своем они реализуются массовой закупкой новых компьютеров с предустановленным Linux, а если нет, то они значительно менее массовые чем у нас и таки доходят до каждой школы.
Внедрение по инструкции возможно в корпорациях. Равно как и сколько-нибудь эффективное дистанционное обучение. Школы, к счастью, не представляют из себя единой корпорации и подчиняются напрямую муниципалитетам. И дальше школы учителя не пошлют. Учителю нужно внимание и уважение. Потому мы в 2008 очень внимательно выбирали региональных внедренцев, а они в свою очередь -- персонал, который общался с учителями.
Что эти люди должны донести до учителя?
1. Хорошую новость. Во-первых, что учитель получит доброго от новой системы. Во-вторых, она сама должна нравится внедренцу. Мы не найдем столько выраженных харизматиков, да. Но они должны быть. Вы уже, пусть заочно, знакомы с Алексеем Костаревым и Александром Поносовым. А если познакомитесь с Татьяной Щелчковой, Виктором Корнеевым, Андреем Чичаком, Маратом Салахутдиновым, то поймете, о чем я говорю. Если бы довелось внедрять в Удмуртии, то я бы, несомненно, задействовал Александра Казанцева, и здесь неважно, ставил бы он Мандриву или даже Слаку. Важны люди, их харизма и компетенция.
2. Новые возможности, открывающиеся при использовании новой системы. Объяснить, что это не просто замена шила на мыло, а принципиально новая организация информационного пространства школы.
Внедрение 2008 года стоило в среднем около 10 тыс. на школу.С разъездами и поддержкой (в том числе по телефону). И региональными порталами. Без поддержки третьего уровня, она, как ни крути, централизована. Это не очень много, если умножать не на все школы России, а на число школ в регионе или, тем более, муниципалитете. Учитывая накопленый опыт, сумма может быть нсеколько уменьшена при массовом внедрении в большом регионе. При точечном -- будет больше в 2-3 раза, это уже не годится.

Что касается видеороликов, то это хорошо, но:
1. Они должны быть частью дистанционных курсов. А дистанционные должны свободно распространяться. Особенно учитывая, что Moodle есть на диске в каждой школе (ну, если верить в то, что повторная рассылка взамен испорченных дисков таки была всеохватной). Почему видео не используется в дистанционном обучении -- не понимаю. Или используется? Доступа к курсам у меня нет.
2. Они не отменяют общения, пусть хотя бы в видеочате.

Об остальном -- после окончания проекта 2009 года.

Edited at 2009-11-08 15:42 (UTC)

Это с точки зрения сторонника СПО. А с точки зрения просто гражданина что получается? Евангелизм коммерческой платформы за госсчет. Наш общий знакомый Елашкин первым скажет, чтобы и ему дали денег на разнос хорошей новости о SAP :).

  • 1