s.golubev (hymnazix) wrote in ru_foss,
s.golubev
hymnazix
ru_foss

Итоги и прогнозы - 1

Ночь с 31 декабря по 13 января - странное время. С одной стороны - уже новый год начался, с другой - еще старый не закончился. Или так - старый уже закончился (в том смысле, что ничего нового в нем уже не будет), а новый еще не начался (в том смысле, что ничего нового в нем еще нет). И все очень располагает к тому, чтобы бросить прощальный взгляд назад.
Начать подведение итогов прошедшего года мне хотелось бы с события, которое вроде бы имеет весьма косвенное отношение к СПО - закрытие "бумажной" Компьютерры. Хотя бы потому, что сделано оно по всем правилам жанра - в профессионализме Дмитрию Мендрелюку не откажешь. Шоу было занятное и поучительное.
Впрочем, самым интересным было не противостояние бумаги и "электронки". Тут как раз все ясно - бумажные СМИ будут вымирать, как динозавры. Подчеркиваю - именно СМИ, а не книги. Можно понять человека, который не хочет расставаться с "магией шуршащих страниц". Но если есть время сесть в кресло, раскурить трубочку и спокойно почитать, то это будет именно хорошая книга, а не газета или журнал.
Самое интересное - это статья Дмитрия Галковского "Закономерный итог" и ответ на нее моего тезки и почти однофамильца "Симплиций о ДЕГе". Рекомендую к прочтению.
Краткое содержание. ДЕГ пишет, что бумажная Компьютерра загнулась потому, что не позвали его. Голубицкий отвечает, что она все равно бы загнулась. Я, разумеется, согласен с Сергеем по сути, правда аргументы у меня несколько иные.
Исход с бумаги - это мировая тенденция. Но в нашем случае есть еще и специфика российского "трехпроцентного" бизнеса. Помните анекдот 90-х? Покупаю за два рубля, продаю за пять - вот с этих трех процентов и живу.
Так что же на самом деле произошло не только с Компьютеррой, но и со всей компьютерной прессой? Все очень просто - она пала жертвой концепции "на грош пятаков".
Создаваясь в расцвет эникейства, наши компьютерные СМИ привыкли к "небожительству". Самые что ни на есть реальные корпоративные админы читали статьи того же Трошина с карандашом в руках. Ну как же - человек знает, что надо поправить в реестре. Гуру, однозначно.
Проще говоря, человек с мало-мальски приличным советским образованием за пару-тройку часов клепал текстик, который воспринимался значительной частью читателей как некое откровение. И получал за это сотню долларов. Неплохо, да?
Халява закончилась. Но принципы остались - те же три часа и та же сотня баксов. За это время можно выдавить из себя либо какую-то убогую псевдофилософию, либо унылую бизнес-аналитику. Для первого достаточно прочесть Лема и Стругацких. Для второго - уметь красиво расписать на десяток килознаков слово "воруют" (возможно с деталями, хотя и не обязательно).
А теперь вспомним, что хороший компьютерный журнал - это тема номера (как собрать ядро, как выбрать NAS, как настроить сеть...) плюс какая-то необязательная лирика (есть ли жизнь на Марсе, какой прикольный мобильничег, что сказал Нуралиев по поводу ...). И второе без первого никому на фиг не надо. За деньги - это уж точно. Философию лучше постигать по первоисточникам, а про власть и бизнес мы и так все знаем в общих чертах (а кто конкретно сколько украл, профукал, вывез, распилил - это уже надоело). К тому же, лирика предполагает некую интерактивность - онлайн как раз в кассу.
Но хорошая тема номера стоит дорого. Значительно дороже, что околокомпьютерная лирика. Изложение по мотивам техдокументации читателю уже не нужно - у него точно такой же интернет, как и у авторов. Ему интересны "длинные" тесты, подробные впечатления, рассказы о неочевидных багах и фичах... За полдня и пару сотен баксов этого не сделать.
Отсюда диагноз. Либо в этом году компьютерная пресса умрет как сущность, окончательно превратившись в околотехническую лирику с небольшими вкраплениями поверхностных обзоров железа и софта, либо будет какой-то качественный скачок. Первое явно неинтересно - умрет и умрет. А вот о втором можно поговорить.
Один из вариантов уже предложил читатель Компьютерры - статья "Чаевые как новая парадигма бизнеса" любопытна, хоть и идеи там не новые. Лично мне кажется, что товарищ мыслит в верном направлении. Но только если "чаевые" пойдут не от читателей, а от заинтересованного бизнеса.
Скажем, есть раскрученный журнал (та же Компьютерра). Его доход - реклама. Из этих средств оплачивается все текущие расходы, включая гонорары за "лирику" и "философию". А вот технологические и пользовательские обзоры журнал получает даром, поскольку их оплачивает заинтересованный бизнес. 
Выгода СМИ очевидна. Но и бизнес тоже не внакладе, поскольку может не тратится на раскрутку своего корпоративного блога или какого-то коллективного сайта, который все равно никогда не догонит по популярности традиционный и хорошо всем знакомый журнал. В результате может образоваться вполне устойчивое партнерство.
Tags: Бизнес, Популяризация, СМИ, Статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments