Aleksey Novodvorsky (aen_) wrote in ru_foss,
Aleksey Novodvorsky
aen_
ru_foss

Провалится ли Провал?

Не хочу мешать захватывающим обсуждениям кто с кем и куда провалился или вознесся, но все же на их фоне не стоит, как мне кажется, забывать и о некоторых текущих земных проблемах.

1. 01.01.2011 все ближе. Как бы хорошо или плохо кто-то ни провалился, оцениваться все работы будут по реальному использованию СПО в начале 2011 года.Или мы сэкономили народные деньги, или заставили регионы достать из пустого кармана последнее и отдать заокеанскому супостату. В первом случае мы сделали то, что никто пока в мире не смог, и перед СПО, в том числе и перед массовым СПО-бизнесом, открываются отличные перспективы. Во втором случае продолжаем админить LAMP, писать статьи про установку нового дистрибутива или клепать кластеры, кто что умеет. imorozov продолжает учить чему угодно, быстро и при любой погоде.


2. Все опросы показывают, что подавляющее большинство ОУ планируют использовать СПО. Это значит, что удалось донести до них благую весть о существовании альтернативы проприетарному софту, использование которой не грозит уголовным преследованием. То, что при этом по всей стране созданы новые зоны, можно отнести к национальной традиции.
Те же опросы показывают, что полностью отказаться от Windows ОУ не готовы.
a. Линукс вполне заменяет Windows на уроках информатики.
b. Линукс в ближайшей перспективе не заменит Windows в административной деятельности школы (спросите меня почему).
c. Линукс по состоянию на сегодняшний день не заменит Windows для учителей предметников, использующих многочисленные обучающие программы.
Пункт c, возможно, решаем.


3. Главный вопрос: хватит ли школам имеющихся бессрочных, в основном OEM, лицензий на Windows? Правильный ответ: да. Но его нужно обосновать для каждого субъекта федерации. В тех регионах, которые проводили оценку числа имеющихся лицензий, их оказывалось не менее 70%. Самые пессимистичные оценки других регионов -- 50%. Даже если брать странные (спросите меня почему) оценки Минсвязи в начале 2007 года, -- 30% легального Windows, -- то с учетом того, что благодаря Александру Поносову никто с середины 2007-го не покупал компьютеры без OEM-лицензий и естественной убыли старья, мы получим те же 50%. Число необходимых лицензий еще уменьшится, если удастся решить 2c (спросите меня как).
Надо объяснять ОУ, как считать лицензии. И публиковать, публиковать, публиковать результаты подсчетов.


4. Если каждый чиновник и каждый прокурор будут знать, что большая часть школьных компьютеров уже имеет лицензии на Windows, то обоснование закупки этой забугорной ОС на все компьютеры (то есть на большинство по второму разу!) всего на три года, да еще на уровне субъекта, что в большинстве регионов противоречит бюджетным раскладам, будет сложно обосновать. А учитывая, что на остальные компьютеры можно поставить СПО только лишь с пользой для учебного процесса, предложение Microsoft в условиях нехватки средств в бюджетах всех уровней, будет тяжело принять. Тем более, что низкая маржа ограничивает свободу маневра.
Нам нужно объяснять это во всех СМИ, в том числе региональных, объяснять каждому прохожему.


5. Совершенно нормальной будет закупка школой или муниципальным управлением образования бессрочной академической лицензии Windows (от $80) на то небольшое число компьютеров, где ее нет и где она пока еще реально нужна. Тем более -- закупку компьютеров с OEM-лицензией Windows. На те же компьютеры ОУ могут закупать отечественный проприетарный софт с большими скидками. А мы предоставим им полный комплект свободных приложений для Windows.
Но для органов управления образованием субъектов федерации разумным будет только полный отказ от закупки лицензий на ПО.

Прошу в случае цитирования ссылаться на полный текст. Несколько позже я опубликую в своем блоге развернутый анализ ситуации.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments